константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

Пятницкий В.Д. Субстантивы на -ие/-ье в лирике К. Бальмонта

Одной из актуальных задач изучения языка поэта-символиста Серебряного века К. Бальмонта является описание словарного состава его произведений, а в перспективе и составление словаря. Желательно, конечно, чтобы такое изучение осуществлялось не просто в виде констатации, а сопровождалось выявлением причин обращения к тем или иным единицам, установлением их функций. Прежде всего, как нам кажется, должны быть выбраны и рассмотрены лексические факты сходной обобщённой семантики и одинаковой (или близкой) словообразовательной и грамматической характеристики. В этом плане представляется интересным обратиться к одной из значительных групп слов в лирике Бальмонта, а именно к субстантивам среднего рода на -ие/-ье, которые, конечно, встречаются не только в исходной форме. С учётом вариантности суффиксов это могут быть слова на -ние/ -ание/ -ение/ -тие/ -ие или с ь перед конечным е. В научной литературе их семантика (иногда в сопоставлении с образованиями на -ка) анализировалась рядом исследователей [3, 4, 5, 7, 9], но по отношению к творчеству Бальмонта, как и многих других авторов, это не делалось. Нами проведено такое исследование (сплошная выборка) на материале сборника «Стозвучные песни» [1]. Из 560 словоупотреблений субстантивов на -ье оказалось в три раза больше (432), чем на -ие (138). Заметим, что это подтверждает высказанное М.Л. Гаспаровым предположение о более частом использовании в стихотворной речи именно дублетов на -ье: «В целом стих шире пользуется разнообразием дублетных словоформ, чем проза: это даёт ему возможность легче откликаться на требования метра. <…> из окончаний существительных на -ие/-ье (во всех падежах) в стихах употребительны оба варианта (кажется, -ье даже чаще), тогда как в прозе решительно преобладает -ие» [6, с. 16; курсив наш. – В.П.].

У Бальмонта, как и в языке в целом, субстантивы на -ие/-ье чаще всего относятся к отглагольным образованиям. Некоторые из слов в языке совмещают отвлечённую семантику действия с предметной, а другие имеют только абстрактное или только предметное значение.

Есть ли у соотносящихся единиц стилистические различия? Согласно «Русской грамматике» дублетный вариант на -ье «используется главным образом в разговорной речи, а также в поэзии» [8, с. 160]. Из этого, по-видимому, следует, что в поэзии образования на -ье не могут однозначно оцениваться как разговорные. Соотношение 3:1 в пользу слов на -ье в стихах Бальмонта подтверждает мысль о более широком применении их именно в стихотворных текстах. Приведём количественное соотношение для десяти случаев часто встречающихся у поэта единиц: счастье – 22, счастие – 4; сиянье – 13, сияние – 3; мерцанье – 11, мерцание – 2; виденье – 7, видение – 3; привиденье – 6, привидение – 2; пенье – 10, пение – 1; желанье – 6, желание – 2; молчанье – 4, молчание – 3; забвенье, мечтанье – по 9, на -ие – нет. Отсутствуют соотносительные варианты на -ие также у слов страданье (13), горенье (6), хотенье (5).

Небезынтересен вопрос о фиксации слов Бальмонта в толковых и орфографических словарях. С этой точки зрения были просмотрены Большой толковый словарь русского языка [2] и Учебный орфографический словарь русского языка [10], а также некоторые другие. Хотя многие слова на -ье не нарушают нормы русской речи, но словарями они отражаются, во-первых, не всеми, а во-вторых, если отражаются, то лишь в немногих случаях снабжаются стилистическими пометами. В БТС представлены такие пары: бормотание и бормотанье, дыхание и дыханье, желание и желанье, журчание и журчанье, зелие и зелье, знамение и знаменье, знание и знанье, значение и значенье, изгнание и изгнанье, клокотание и клокотанье, лобзание и лобзанье (устар. и трад.-поэт.), мгновение и мгновенье, мелькание и мельканье, моление и моленье (книжн.), молчание и молчанье, объятие и объятье, ожидание и ожиданье, откровение и откровенье, отвращение и отвращенье, отдаление и отдаленье, освобождение и освобожденье, отчаяние и отчаянье, презрение и презренье, предание и преданье, преддверие и преддверье, признание и признанье, проклятие и проклятье, прощание и прощанье, размышление и размышленье, рыдание и рыданье, свидание и свиданье, сказание и сказанье, сияние и сиянье, созвучие и созвучье, сражение и сраженье, стремление и стремленье, явление и явленье. У Бальмонта в рассматриваемом сборнике находим лишь 5 слов, не включённых в этот словарь: беззвучие, взвывание, несчастие, пылание, счастие. Слов же на -ье, отсутствующих в БТС (как и в УОС) и используемых поэтом, – 122 (всего выделено в сборнике 162 неповторяющихся слова на -ье и 84 – на -ие). Приведём те из них, которые отличаются значительной стилистической сниженностью или относятся к окказионализмам: безгласье, безумье, верченье, влюбленье, вопрошанье, доверье, завладенье, зданье, любленье, неделанье, неправосудье, отверстье, пенье, первочасье, полстолетье, понятье, послеполуденье, пронзенье, различье, самодержавье, хваленье, хотенье.

В текстах лирических произведений «Стозвучных песен» выявлено 43 пары соотносящихся вариантов на -ие/-ье. Частота их употребления в одних случаях совпадает, в других – расходится, иногда значительно. Приводим соответствующие пары, соблюдая алфавитный порядок:

безразличие (1) – безразличье (1);
безумие (1) – безумье (1);
величие (5) – величье (5);
видение (3) – виденье (7);
возрождение (3) – возрожденье (1);
воркование (1) – воркованье (2);
движение (2) – движенье (4);
желание (2) – желанье (6);
жужжание (1) – жужжанье (3);
журчание (2) – журчанье (5);
здание (3) – зданье (3);
лобзание (1) – лобзанье (3);
мерцание (2) – мерцанье (11);
мечтание (1) – мечтанье (9);
молчание (3) – молчанье (4);
мышление (1) – мышленье (1);
наслаждение (1) – наслажденье (1);
основание (1) – основанье (1);
отражение (1) – отраженье (1);
охлаждение (1) – охлажденье (1);
пение (1) – пенье (10);
презрение (1) – презренье (1);
преступление (1) – преступленье (2);
привидение (2) – привиденье (6);
проклятие (1) – проклятье (1);
рассуждение (1) – рассужденье (1);
решение (1) – решенье (1);
рождение (2) – рожденье (1);
роптание (1) – роптанье (1);
рыдание (2) – рыданье (2);
сказание (1) – сказанье (1);
сияние (3) – сиянье (13);
сновидение (1) – сновиденье (2);
создание (2)– созданье (2);
созидание (1) – созиданье (1);
сознание (2) – сознанье (4);
сочетание (1) – сочетанье (4);
столетие (2) – столетье (6);
стремление (1) – стремленье (4);
счастие (4) – счастье (22);
течение (1) – теченье (2);
трепетание (1) – трепетанье (1);
тысячелетие (1) – тысячелетье (2);
упоение (1) – упоенье (5).

Приведённые слова, так же как и внепарные, употребляются Бальмонтом в единственном и (где допускает семантика) во множественном числе – естественно, в разных падежах, но особенно часто в предложном.

Нами произведены подсчёты употребления вариантных единиц на каждую из букв алфавита, с которых в русском языке могут начинаться слова. Получены такие результаты:

№ п/п

Начальная буква слова

Окончание на -ие

Окончание на -ье

Наибольшая
частота
употребления

1.

б

19

8

безмолвие (5), бессмертие (3), бытие (5)

2.

в

22

29

видение (3) и виденье (7), величие и величье (по 5)

3.

д

2

11

движенье и дыханье (по 4)

4.

ж

5

14

желанье – 6, желание – 2, журчанье – 5, журчание – 2

5.

з

4

28

забвенье (9)

6.

и, к, л

3

21

изгнанье, изъясненье, лобзанье (по 3)

7.

м

7

41

мерцанье (11), мечтанье (9), молчанье (4), молчание и мельканье (по 3)

8.

н

3

9

повторов нет

9.

о

5

21

трёхкратное повторение у слова очертанье; остальные использованы по 2 раза или однократно

10.

п

12

46

пенье (10) и привиденье (6)

11.

р

10

13

словоформы используются не более двух раз

12.

с

26

99

счастье (22), счастие (4); сиянье (13), сияние (3); сочетанье (4); страданье (13); столетье (6); сознанье и сверканье (по 4); созвездье (5); стремленье (4); сплетенье (3)

13.

т

4

9

томленье (5)

14.

у

2

12

упоенье (5)

15.

ц, ч, ш, я

не более чем по 2 раза

не более чем по 2 раза

хотенье (5)

Слова виденье, забвенье, мерцанье, мечтанье, пенье, счастье, сиянье, страданье и некоторые другие отличаются, как видим, довольно высокой частотностью и могут быть квалифицированы как примета идиостиля Бальмонта-символиста.

Сопоставление дублетов на -ие/-ье в лирике К. Бальмонта позволяет сделать следующие выводы: 1) без учёта повторения образований на -ье у поэта в полтора раза больше, чем единиц на -ие; с учётом же повтора первых больше в три раза; 2) явление вариантности касается и абстрактных субстантивов со значением отвлечённого действия, и слов с конкретным значением, имеющих те же финали; 3) нередко у Бальмонта находят применение оба дублета, но частотность их в одних случаях совпадает, в других явно перевешивает употребление «усечённых» форм, т. е. на -ье; 4) предпочтение форм на -ье можно объяснить ритмом произведений (метр стиха), а также большей «динамичностью» слов на -ье, иногда их большей стилистической нейтральностью или разговорностью; 5) среди использованных поэтом образований на -ие/-ье (особенно -ье) далеко не все фиксируются словарями; некоторые из них можно отнести к авторским единицам (окказионализмам).

Примечания

1. Бальмонт К. Стозвучные песни. Сочинения. Ярославль, 1990.

2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2000. – Далее сокращённо – БТС.

3. Булин П.В. Словообразовательные модели и структура отглагольных парных имён на - ние, -ка // УЗ ЛГПИ, 1968. Т. 293. С. 3—12.

4. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Изд. 2-е. М., 1972. С. 101 и далее.

5. Гаврюшенко В.Г. Структурная характеристика отвлечённых имён действия в современном русском литературном языке // Изв. АН Кирг. ССР. Фрунзе, 1973. № 2. С. 83—88. (Кирг. ун-т).

6. Гаспаров М.Л. Стих и грамматика. Введение // Очерки истории языка русской поэзии XX века. Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993.

7. Печников А.Н. Несколько тезисов о различиях грамматических свойств отглагольных существительных со значением процессуальности и предметности // УЗ Ульяновского ПИ. Ульяновск, 1973. Т. 27. Вып. 3. С. 34—36.

8. Русская грамматика: В 2 т. Т. 1. М., 1982.

9. Шагинуров Э.А. Вид базовых глаголов и конкретные значения соотносительных с ними имён на -ние, -ение, -тие // УЗ МОПИ. М., 1971. Т. 295. Русский язык. Вып. 18. С. 85—93.

10. Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка / В.В. Лопатин, О.Е. Иванова, Ю.А. Сафонова. М., 2005. – Далее сокращённо – УОС.

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Денис Овчинников

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер