константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

Игумен Мануил (Шварцман), Е.С. Ставровский. Из истории Якиманнской церкви


Иоаким и Анна, блажени есте, рождше мирови Дщерь.
Из службы погребения Божией Матери

В шести километрах от Шуи по дороге на Новые Горки находится ныне небольшое село Якиманна, в старину называвшееся Якиманнский погост. В исторических документах Якиманнский погост начинает упоминаться с первой половины XVII века. Хотя нет никаких сомнений, что данное селение возникло значительно раньше как «опорный пункт» на дороге от Владимира и Суздаля через Шую в сторону Костромы. Своё название погост получил в честь когда-то построенного здесь храма во имя св. Иоакима и Анны.

Во второй половине XVII в. в Якиманне уже было два храма. В 1683 г. строится церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Строитель её – местный помещик А.Ф. Каблуков, имевший усадьбу в одной версте от погоста (в сельце Абрамово). Оба храма были деревянные и просуществовали в таком виде до начала 70-х годов XVIII в. Местное предание гласит, что Якиманнский храм сгорел и тогда здешний помещик Василий Павлович Каблуков хотел поставить храм св. Иоакима и Анны у себя в Абрамове. Но чтимая икона родителей Пресвятой Богородицы перешла на нынешнее место, и помещик увидел в этом Божие указание и поставил храм в Якиманне в 1771 г. Храм во имя Иоакима и Анны холодный, пятиглавый, он имел фронтоны с колоннами с северной и южной сторон. Напротив храма в 1837 г. сооружена каменная колокольня.

В 1809 г. близ Якиманнского храма была возведена тёплая церковь (также каменная) во имя иконы Казанской Божией Матери с приделом в честь св. Николая. Строителем её также являлся упомянутый дворянин В.П. Каблуков. В зимнем храме было устроено три печи. Между храмами помещики Каблуковы поставили родовую часовню-усыпальницу.

При входе в Казанский храм снаружи в нишах были большие изображения святых родителей Богородицы, а на летнем храме – благословляющий образ Божией Матери.

К середине XIX в. главными жертвователями на якиманнские храмы стали представители семейства Бальмонтов, обосновавшиеся в близлежащем сельце Гумнищи.

Д.К. Бальмонт, отец поэта, с 1866-го по 1880 г. являлся старостой Якиманнского храма. За время служения Дмитрия Константиновича в должности якиманнского церковного старосты, «кроме необходимых расходов по церкви, им приобретено на улучшение и украшение Иоакиманнской церкви» разных вещей на сумму около 1300 руб. В 1879 г. на средства Бальмонтов был отлит большой колокол весом 130 пудов. Всего же на колокольне до 1930-х гг. находилось 6 колоколов общим весом 3,2 тонны.

В 1892 г. вокруг храмового комплекса была поставлена каменная ограда, обсаженная по периметру липами. Посадками лип выделена также небольшая площадка в юго-западной части погоста, где находилась усыпальница Бальмонтов. Здесь покоятся отец и мать всемирно известного поэта, а также его ближайшие родственники.

Поэт Константин Бальмонт родился 3 июня (по ст.ст.) 1867 г., как записано в метрической книге Якиманнской церкви. Крестили его 19 июня в селе Якиманнское, вероятнее всего, в Казанской церкви. Обряд крещения совершил местный священник о. Николай (Марсов).

Николай Михайлович Марсов (1813—1884), пономарский сын, выпускник Владимирской духовной семинарии, 5 лет служил священником в с. Китово, 3 мая 1843 г. получил назначение в село Якиманнское. Здесь он прослужил свыше 40 лет, до самой смерти.

Сменивший о. Николая (Марсова) выпускник Владимирской духовной семинарии Александр Гаврилович Карабинов (1861—1888) прослужил совсем недолго (3 года) и по болезни вышел за штат.

Следующим якиманнским иереем стал Стефан Михайлович Преображенский, сын диакона, рукоположенный сюда из псаломщиков с. Старые Котлицы Муромского уезда.

Последний дореволюционный священник – Алексий Благонадеждин, на долю которого выпало отпевание родителей поэта. Довелось много потрудиться о. Алексию в безбожное советское время. Известно, что он ослеп ещё до 1937 г. и скончался в 1940-м. После революции на месте диакона служил Иоанн Афинеевский, умерший до войны.

* * *

Поэт Константин Бальмонт со времени первой заграничной поездки (1894 г.) и до революции подолгу жил вне России, поэтому и приезжал в родные края нечасто, но при случае посещал и Шую, и родной погост. Например, известно, что поэт был в Шуе и в Якиманнском 14 января 1896 г. в день венчания своего брата Александра.

Последний раз Константин Бальмонт посетил Шую в середине марта 1917 г. Сначала он провёл три насыщенных событиями дня в Иваново-Вознесенске, а 17 марта в 11 часов утра отправился в Шую, где пробыл два дня. Поэт посетил мужскую гимназию, встречался с родными, ездил в Гумнищи и Якиманну на могилы родителей.

Поэт Константин Бальмонт погребён во Франции, где находится великая святыня – глава праведной Анны. В Москве на Якиманке прежде был храм св. Иоакима и Анны (ныне разрушен), в нём хранилась чудотворная святая икона святых родителей Богородицы. Сейчас эта икона в храме святого мученика Иоанна Воина на Якиманке. Напротив храма располагается французское посольство.

Незадолго до смерти поэт был близок с семьёй Якимовых, которые ему помогали. Начало жизни поэта – Якиманнский погост, конец – Якимовы.

* * *

Судьбы Твоя бездна многа.
Псалом 35, 7

Служба в обоих якиманнских храмах прекратилась в 1937 г. Колокольню в 1938 г. планировали сломать, когда «на колхозные нужды» потребовался кирпич. Но, Божиим произволением, она сохранилась до наших дней.

В 1943 г. была разобрана каменная церковная ограда. Храм во имя Иоакима и Анны сломали в 1954 г. Кирпич пошёл на силосные ямы. С 1937-го по 1954 г. в храме помещался продовольственный склад сельпо, отсюда развозили продукты по деревням. Часовня-усыпальница Каблуковых в 1955 г. была разобрана.

В войну в Казанском храме год была школа, а затем зерносушилка, склад, в алтаре – электроцех, с 1970 г. в основной части храма располагалась кузница, а в трапезной части – гараж.

В 1989 г. (год проведения Первых Бальмонтовских чтений) храм представлял собой очень печальное зрелище: без купола и креста, почти без крыши, без окон, дверей и пола, потолки с осыпавшейся росписью полностью закопчёны; не сохранилось ни одной деревянной детали.

В таком виде – открытым снегу, дождям и ветрам – и принял храм его новый настоятель – 1 октября 2002 г. им был назначен насельник Свято-Воскресенского Феодоровского монастыря (с. Сергеево Шуйского района) игумен Мануил (в епархии служит с 1980 г.). Трудами о. Мануила и его добровольных помощников храм преображается на глазах и постепенно приобретает благообразный вид.

К Рождественскому посту на храме поставлен купол и крест. До лета 2003 г. производились внутренние работы, и на праздник Пресвятой Троицы была отслужена первая литургия. До конца того же года производились кровельные работы. Была построена каменная печь.

Весь 2004 год шли внутренние работы; оштукатурен алтарь, основная часть храма. Установлен временный иконостас. В 2005 г. шли работы в трапезной части храма. Поставлена небольшая поминальная часовенка на погосте.

Весной 2006 г. милостию Божией село Якиманнское посетила чудотворная икона Призри на смирение из Введенского монастыря г. Киева. В 2006 г. был установлен иконостас.

В 2007—2008 гг. велись работы на колокольне, был восстановлен купол и водружён Крест. Росписи стен храма производились в 2007-м – первой половине 2008 г. Была расписана арка колокольни.

В ноябре 2008 г. на звонницу подняты семь колоколов, в том числе большой, и наконец-то, впервые с 1930-х гг., в Якиманне зазвучал колокольный звон. Все основные работы по восстановлению Казанского храма и колокольни завершены, службы проходят теперь в полном соответствии с церковными канонами.

Ещё одно важное знаковое событие произошло совсем недавно. 15 декабря 2006 г. в семье Дмитрия Михайловича Бальмонта родился первый сын – Константин – полный тёзка поэта. Замечательно также то, что появившийся на свет в конце 2006 г. Константин Дмитриевич Бальмонт 17 февраля 2007 г. был крещён о. Мануилом в Казанском храме села Якиманна, где почти 140 лет назад крестили и самого Поэта!

Блаженное селение Якиманна.
Зрит сверху Око Недреманно.

Церковные праздники, связанные
с памятью св. Иоакима и Анны:

8 сентября (ст.ст.) – Рождество Пресвятой Богородицы

9 сентября (ст.ст.) – Св. праведных Богоотец Иоакима и Анны

21 ноября (ст.ст.) – Введение во храм Пресвятой Богородицы

9 декабря (ст.ст.) – Зачатие прав. Анной Пресвятой Богородицы

25 июля (ст.ст.) – Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

Бальмонтовский некрополь в с. Якиманнское

Бальмонт (урожд. Лебедева) Вера Николаевна (сентябрь (?) 1843—07.08.1909), жена Д.К. Бальмонта, мать поэта

Бальмонт Дмитрий Дмитриевич (29.01.1905—27.05.1905), сын Д.Д. Бальмонта

Бальмонт Дмитрий Константинович (04.09.1835—10.07.1907), статский советник, председатель Шуйской уездной земской управы, отец поэта

Бальмонт (урожд. Шмидт) Клавдия Ивановна, ум. 19.06.1868, 60 лет, вдова штабс-капитана К.И. Бальмонта, бабушка поэта

Бальмонт Николай Дмитриевич (12.08.1863—2.04.1886), сын Д.К. Бальмонта, брат поэта

Бальмонт Сергей Михайлович (15.09.1904—15.11.1904), сын М.Д. Бальмонта

Бальмонт Мария Александровна (03.10.1903—01.04.1904), дочь А.Д. Бальмонта.

Панасевич (урожд. Бальмонт) Екатерина Константиновна (20.11.1837—20.04.1873), дочь К.И. Бальмонта, тётушка поэта

Ранг (урожд. Бальмонт) Александра Константиновна (22.09.1836—20.05.1875), дочь К.И. Бальмонта, тётушка поэта

Титов Иван Иванович, ум. 15.09.1858, 41 года, коллежский асессор, муж А.К. Бальмонт

Титова Наталья Ивановна (24.10.1857—27.08.1868), дочь А.К. Бальмонт

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Денис Овчинников

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер