константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

Н.М. Зотина. Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема: «К.Д. Бальмонт – поэт-символист»


«Я тревожный призрак,
я стихийный гений…»
К. Бальмонт

Цели и задачи урока:

1. Обобщить сведения о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта, полученные учащимися ранее.

2. Углубить восприятие стихов поэта на новой возрастной ступени, развивая при этом навыки анализа поэтического текста, сосредоточив внимание на эстетических поисках и художественных особенностях символизма.

3. Дать возможность учащимся реализовать свои знания и способности, прививать им эстетический вкус к хорошей поэзии, воспитывать у них чувство любви и уважения к знаменитому поэту-земляку К.Д. Бальмонту.

Время проведения урока: 24 декабря 2007 года, в день 65-летия со дня смерти поэта.

Оборудование:

1. Презентация «Я тревожный призрак, я стихийный гений…» (Бальмонт – поэт-символист).

2. Выставка книг с произведениями Бальмонта и с критической литературой.

3. Стенд «Я не устану быть живым» о реализации школьного проекта к 140-летию К.Д. Бальмонта.

4. На парте у каждого ученика:

• Тексты стихов Бальмонта;

• Учебник литературы под редакцией Агеносова (1 часть);

• Отпечатанные задания на дом по анализу текста стихотворения «Кольца»;

• Карточки для рефлексии.

5. Запись на доске:

• Тема урока;

• Эпиграфы:

1. «Знаменитый поэт-символист К.Д. Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией» (В.Я. Брюсов).

2. «Я тревожный призрак, я стихийный гений…» (К. Бальмонт).

3. К.Д. Бальмонт – «поэт с утренней душой» (А.А. Блок).

План урока:

1. Детство, семья, малая родина – источники поэтического дара поэта.

2. От «солнечного эльфа» к поэту-символисту.

3. Бальмонт – певец красоты, стихийный гений.

4. Бальмонт – мастер сонета.

5. «Я не устану быть живым…»

• Список стихов К.Д. Бальмонта:

Первые произведения:

«Сборник стихотворений», Ярославль, 1890 г.

«Под Северным небом», 1894 г.

Ранний представитель символизма

Сборники и книги стихов:

«В безбрежности», 1895 г.

«Тишина», 1898 г.

«Горящие здания», 1900 г.

«Будем как Солнце», 1903 г.

«Фейные сказки», 1905 г.

«Литургия красоты», 1905 г.

«Сонеты Солнца, Мёда и Луны», 1917 г.

Книги стихов, выпущенные за границей:

«Дар Земле», 1921 г.

«Марево», 1922 г.

«Моё – Ей. Россия», 1923 г.

«В раздвинутой дали», 1930 г.

«Северное сияние», 1923 г.

«Голубая подкова», 1937 г.

Проза автобиографическая:

«Под Новым Серпом», 1923 г.

«Воздушный путь», 1923 г.

Переводы:

«Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (первый до 1920 г.)

«Слово о полку Игореве» в 1930 г.

Переводил П.Б. Шелли, П. Кальдерона, Э. По, П. Верлена, Ш. Бодлера и мн. др.

6. Стенд с материалами по теории литературы «Сегодня на уроке».

Предварительное задание:

1. Повторить стихи, выученные наизусть (по выбору).

2. Подготовиться к анализу в классе стихотворения «Фантазия» (1894 год) (учебник Агеносова, стр. 56—58).

3. Повторить материалы по теории литературы (твёрдые стихотворные формы; тропы; стилистические фигуры).

4. Ответить на вопросы викторины, посвящённой жизни и творчеству К.Д. Бальмонта.

Домашнее задание:

1. Целостный анализ (по памятке) стихотворения (сонета) К.Д. Бальмонта «Кольца».

Ход урока.

I. Вступление.

(Слайд 1 с музыкой Бородина).

Слово учителя.

В маленькой квартире недалеко от Парижа 65 лет назад, 24 декабря 1942 года, лежал умирающий русский поэт, поэт-символист Константин Дмитриевич Бальмонт. Голова с длинными седыми волосами была откинута назад. Он шептал какие-то слова, напевал отрывки из своих стихов, потом вдруг замолкал, лицо его хмурилось…

Тогда жена его, Елена Константиновна Цветковская (третья жена), брала томик его стихов и начинала читать. В ночь перед смертью поэт попросил почитать ему из книги Ивана Шмелёва «Богомолье». Это и было как бы последнее паломничество поэта в Россию.

Мог ли тогда умирающий в оккупированном Париже К.Д. Бальмонт предположить, что много лет спустя, в начале XXI века, на его родине, в России, будут читать его стихи, открывать будто бы заново, удивляясь: какой это солнечный, светлый поэт, утверждающий: «Я не устану быть живым».

Поэт, создавший истинный образ изысканного, утончённого стиха, в котором открыл миру своё «Я», свою душу.

Ученик исполняет стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи…»

II. Формулировка темы урока совместно с учащимися.

«Бальмонт – поэт-символист». Слайд 2.

III. Сообщение целей и задач урока.

IV. Детство, семья, малая родина, родная природа – источник образного восприятия мира К.Д. Бальмонта.

Беседа (фронтальный опрос) по материалам биографии поэта.

Ответы учащихся иллюстрируются слайдами презентации.

1. Где и когда родился К.Д. Бальмонт? Слайд 3.

2. Что можете рассказать об отце поэта? Слайд 4.

3. Что интересного знаете о происхождении фамилии Бальмонта?

4. Расскажите о матери К.Д. Бальмонта. Чем она (Вера Николаевна Бальмонт, урождённая Лебедева (1843—1909 гг.)) занималась? Какие воспоминания оставил о ней Бальмонт?

Звучит стихотворение «Лебедь» (1895 г. Сб. «В безбрежности») в исполнении ученицы.

Комментарии к стихотворению «Лебедь».

Продолжение беседы по биографии:

5. Сколько детей было в семье Бальмонтов? Каким он рос мальчиком?

6. Как называется его автобиографический роман, посвящённый детству, отрочеству, юности?

7. 1) Каким было детство поэта?

2) Кому он благодарен за это?

3) Где похоронены родители? Слайд 5.

Звучит стихотворение «Кольца» в исполнении ученицы.

(На партах текст сонета «Кольца»).

Вывод: Кольцо – символ вечности, у Бальмонта – это символ вечной любви и движения к своим родителям. «Я в мире с вами. Через вас певец…»

Общий вывод: счастливое детство поэта, гармоничные отношения в семье, развитие интеллектуальной, эстетической и эмоциональной сфер жизни ребёнка, окружающая девственная красота родной природы стали источниками образного, солнечного восприятия окружающего мира будущим поэтом Константином Бальмонтом.

8. Каким образом имя К. Бальмонта связано с г. Шуей?

Слайды 6, 7, 8.

V. От «солнечного эльфа» к поэту- символисту

Слово учителя.

1. Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового – символического – направления в русской поэзии. Слайд 9.

В сентябре 1894 года «жизнерадостный и полный самых разнообразных литературных замыслов» К.Д. Бальмонт познакомился с поэтом-символистом Валерием Яковлевичем Брюсовым. Эта встреча во многом определила литературную судьбу Бальмонта, навсегда закрепив за ним славу одного из ранних представителей русского символизма. По словам В.Я. Брюсова, «знаменитый поэт-символист К.Д. Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией».

2. Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия».

У всех тексты на столах, и учащиеся работают в парах.

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов Серебряного века.

Одно из ранних его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Обратимся к нему.

Исполнение стихотворения «Фантазия».

VI. Бальмонт – певец красоты, стихийный гений.

Слово учителя.

К.Д. Бальмонт по-своему стремился к цельности восприятия мира. В начале 1900-х годов он ощущал своеобразную гармонию «четырёх стихий». В записной книжке 1904 года поэт напишет: «Огонь, Вода, Земля и Воздух – четыре царственные стихии, с которыми неизменно живёт моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного ощущения я не могу отделить от них и помню о их Четверогласии всегда».

Бальмонт называл себя «стихийным гением». Свойства каждой стихии отражены в его творчестве. Наиболее сильно поэт воспринимает стихию океана как символа вечности.

Ученица читает стихотворение «Воззвание к океану». Слайд 10.

VII. К.Д. Бальмонт – мастер сонета.

Слово учителя.

1. Изящество и законченность сонета как твёрдой строфической формы восхищали и завораживали поэта. В лирике Бальмонта представлены самые различные варианты сонета, отразившие и традиции этой стихотворной формы, и индивидуально-авторские черты её реализации. Поэт написал более 350 сонетов.

Слайд 11.

(К слайду 11 имеются две гипер-ссылки: «Сонет», «Твёрдые строфические формы»).

2. Ученик исполняет сонет «Шалая».

3. Анализ сонета «Быть может, лучший путь – прожить свой день...».

Очень важно подчеркнуть, что Бальмонт, как и другие символисты, пишет и о своей небесной отчизне («Голубая отчизна»), о духовной родине. Её образ он связывает с высокими просторами неба, но характерно, что в них отражаются и черты земного мира. Пронаблюдаем, как это происходит в стихотворении 1922 года:

Быть может, лучший путь – прожить свой день
Как бабочка, как гиацинт, как пчёлы. (Слайд 12).
Порхать, жужжать, цвести в свой час весёлый.
Пропеть мгновенью: в луч меня одень.

А если свет бледнеет, гуще тень,
Любить росой дымящиеся долы
И знать, что вспыхнут звёздные престолы
И глянет с неба Северный Олень.

Пойдёт меж серебристыми стогами,
Ветвистые раскинувши рога,
К реке из звёзд, где млечны берега.

И шествуя торжественно над нами,
Нас позовёт, не медля в чёрной яме,
Умчаться в высь, в родимые луга.

VIII. «Я не устану быть живым…»

Мы начинали урок с того, что умирающий от воспаления лёгких К.Д. Бальмонт был в Париже, и его жизненный путь завершился в Париже.

Вопрос: Как, когда и почему К. Бальмонт, поэт, так любящий Россию, оказался за границей? Слайд 13.

Слово учителя:

Слайды 14, 15.

Во Франции в сквере БАЛЬМОНТА установлен памятный знак – символ, говорящий о том, что человек, пусть он и звезда, на Земле только гость…

Бальмонт закончил свой земной путь как странник, скиталец – на чужбине, в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.

Декабрь 1942 года принёс ему вечное успокоение. Смерть примирила поэта с жизнью. Может быть, в эту промозглую декабрьскую ночь душа его, освобождённая, полетела в милую сердцу Россию, чтобы после долгих лет разлуки в последний раз свидеться с родными местами.

Бальмонт сегодня.

IX. Итоговый тест. Слайды 16, 17.

1. В русской поэзии К. Бальмонт выступал как один из представителей:

1) акмеизма

2) символизма*

3) футуризма

4) реализма

2. Наиболее значимыми в творческом наследии Бальмонта являются:

1) статьи о литературе

2) путевые заметки и письма

3) лекции о культуре разных народов

4) лирические стихотворения*

3. Любимая твёрдая форма стиха К. Бальмонта:

1) хокку

2) сонет итальянский*

3) рубаи

4) сонет английский (шекспировский)

4. Кто из писателей оказал влияние на его поэтическое кредо?

1) А.А. Блок

2) И.А. Бунин

3) В.Я. Брюсов*

4) М.И. Цветаева

Слайд с правильными ответами, система самопроверки

Карточки для теста (контроль):

Красный «5» (нет ошибок)

Зелёный «4» (одна ошибка)

Синий «3» (две ошибки)

X. Рефлексия (в конце урока) (Вариант 1).

Учащимся задаются вопросы, направленные на анализ восприятия ими материала урока.

1. Ребята, стало ли вам ближе и понятнее творчество К.Д. Бальмонта после сегодняшнего урока?

2. Какое настроение у вас после обращения к фактам биографии поэта, которые сформировали его как поэта-символиста?

3. Напишите ключевые слова-символы из стихов Бальмонта, которые бы определили ваше отношение к поэту и его стихам.

Записать слова можно в рабочую тетрадь, озвучить по цепочке, если есть время, можно прокомментировать даже карточками-сигналами.

Обратная связь.

У каждого ученика по три разноцветные сигнальные карточки для проведения рефлексии, на обратной стороне доски пояснения к цветным карточкам:

Зелёный цвет – «да», настроение хорошее, всё понятно.

Синий цвет – и «да», и «нет», есть сомненья.

Красный цвет – надо остановиться, подумать, поразмышлять… есть вопросы.

Рефлексия (в конце урока) (Вариант 2).

Письменно кратко в форме мини-рассуждения (по выбору) продолжить фразу:

1. В стихах Бальмонта меня удивило…

2. Для меня главное в Бальмонте-поэте…

XI. Подведение итогов урока: Выберите, какой эпиграф к уроку точнее всего определяет характер К.Д. Бальмонта и основные черты его творчества, его поэтическое кредо.

• Слова В. Брюсова;

• Слова А. Блока;

• Слова К. Бальмонта о себе.

Учащиеся поднимают карточки с цифрами – эпиграфы пронумерованы от 1 до 3.

Если есть время, комментируют кратко свой выбор.

Вывод: «Я тревожный призрак,

Я стихийный гений…»

Вслед за поэтом ставим в конце урока не точку, а многоточие, так как…

Учащиеся продолжают:

- хочется обращаться к поэзии вновь и вновь;

- нас заинтересовали жизнь и творчество поэта;

- стихи Бальмонта, словно магнит, притягивают к себе, заставляют размышлять;

- стихи поэта-символиста Бальмонта окутаны тайной, которую хочется разгадать.

XII. Оценка работы учащихся на уроке, задание на дом.

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Денис Овчинников

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер