константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

Ю.В. Высоцкая. Дорога к возрождению

Постижение мира и себя в этом мире – то, к чему стремится, наверное, каждый из нас. Но каждый идёт своим путём, и совершенно особо в этом смысле выглядит путь поэтический. Обострённое миропонимание поэта вбирает в себя больше деталей бытия, которые подчас остаются за пределом нашего внимания. И своеобразная миссия поэта – помочь нам разглядеть за суетой повседневности сущностные приметы Вселенной.

Именно такую возможность дают нам стихотворения лауреата премии им. К.Д. Бальмонта Светланы Анатольевны Сырневой. В её поэтическом мире – «полная жизни живая громада»! Здесь всё, как в космосе, взаимосвязано и взаимообусловлено: полевые травы, цветы – и мысли о неизбежном увядании, листья древнего тополя, придающая сил осина, кривая берёзка – и памятная «давнего, дивного детства весна», осмысление патриотизма и духовное очищение в храме, и даже «дождевая громада, навсегда заместившая нас», – всё вызывает какую-то просветлённую грусть.

У Светланы Сырневой культурно насыщенное чувство времени. Оно вбирает в себя пушкинское наследие, память о Юрии Кузнецове, по-гумилёвски заблудившийся в нашем времени трамвай Живаго, неосознанный труд Кольки Куликова на своём Куликовом поле! Смещение времён, их наложение, проникновение друг в друга дополняется сложным пространством: солнечное деревенское детство – в прошлом – и горькое настоящее с кирпичными гаражами, с чёрным мостом самоубийц и бездною в старом парке. И всё это неразделимо, как неразделимы реалистические зарисовки Гошиной каморки и полусказочное изображение провинции, которую населяют Светобор, Доброслав, Коловрат.

И в этом скорбь по оставленному саду и благодарность родительскому дому, добрый юмор и некая философия, осознание ценности человеческой жизни и непостижимый русский секрет. Этим питается и дышит душа поэта («И память о том жива – / Хрустальная вся, без фальши»), но не растворяется в воспоминаниях, а ищет свою тропинку, пусть непрямую, сложную, но неповторимо свою, потому что «душа снялась / С неуютной русской своей колыбели». Снялась, но не может забыть колыбельных напевов, потому и стихи её так мелодичны: их романсовость и балладность завораживает. И, несмотря на обращение к классическим и архетипическим образам (обогащённым, непременно, и современным содержанием, и современным звучанием), поэтесса, действительно, своё сочиняет наследство. В раскрытии, казалось бы, традиционных тем (жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь) она находит свои оригинальные решения. Так, размышления о судьбе и назначении поэта (тема весьма хрестоматийная) имеют совершенно неожиданный поворот: «Он исчез, и поэтому – жив»! Есть о чём подумать. И даже тютчевское ощущение хаоса и бездны звучит в стихах Светланы Сырневой по-новому – с тревогой и надеждой человека века XX и даже XXI:

И таинственным гулом весь мир населён –
Гулом гибели и воскрешенья…

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Денис Овчинников

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер