константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

М.Ю. Бальмонт (г. Шуя) Род Бальмонтов продолжается

М.Ю. Бальмонт (г. Шуя)
Род Бальмонтов продолжается

Если посмотреть родовое древо семьи Александра Вениаминовича Бальмонта, идущее от самого младшего из шести братьев Константина Дмитриевича Бальмонта – Дмитрия Дмитриевича, то можно увидеть, что именно его семья продолжает сегодня эту ветвь рода. И семья эта необыкновенная. Вернее, нетипичная. Семья профессиональных эстрадных акробатов, лауреатов последнего, VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады, многие годы выступавшая на самых ответственных концертах, на лучших площадках страны и достойно представлявшая СССР во многих странах мира. Он, как артист, уже давно на пенсии. Да и СССР больше нет. Я, зная его интересный творческий путь, активный характер, хочу рассказать всем читателям альманаха наиболее запоминающиеся моменты из жизни этой артистической московской семьи Бальмонт.

Александр Вениаминович Бальмонт родился в 1946 году в Москве. Окончил 11 классов школы № 59 (бывшая Медведевская гимназия, которую окончил и его отец). После школы по рекомендации отца поступил в институт физкультуры, отслужил в армии. До 1976 года работал в системе «Союзгосцирк» в качестве артиста-акробата.

Его жена – Нина Борисовна Самсонова – родилась в 1957 году в Москве. В 1971 году поступила в ГУЦЭИ (государственное училище циркового и эстрадного искусства) и окончила его в 1976 году с красным дипломом.

Творческий путь Нины и Александра начался, когда Нине было одиннадцать лет, а Александру двадцать два. Два года они занимались акробатикой в Народном цирке имени В. Николаевой-Терешковой. 1976 год в жизни Александра и Нины стал особенно удачным. Они поженились, поступили на работу в Москонцерт, начали работать артистами оригинального жанра в паре.

В 1977 году отец Александра – Вениамин Дмитриевич – пригласил молодых на два дня в Болшево в Дом творчества работников кинематографии, где он в это время отдыхал. Александр и Нина с удовольствием приехали. Там же отдыхал и Леонид Осипович Утёсов – народный артист СССР. В разное время, а иногда одновременно он был актёром драматическим, комическим, опереточным, эстрадным и даже цирковым. Вениамин Дмитриевич хорошо знал Утёсова и привёл к нему начинающих артистов. Известнейший артист тогда болел, лежал на кровати. Рядом сидела его дочь – Эдит, которая за ним ухаживала. Утёсов поговорил с ними, пожелал молодым артистам удачи, дал несколько советов – одним словом, дал путёвку на большую эстраду. Для них это событие было очень памятным, историческим, и они всё время старались не уронить своего имени.

Эстрадная акробатика – сравнительно редкий жанр. И не потому, что зритель к нему равнодушен. Хорошая акробатика не оставляет безучастными зрителей в зале. Просто к мастерству в этом искусстве ведёт такой каждодневный напряжённый труд, что многие не выдерживают.

В конце 1977 года произошло ещё очень важное знакомство. На одном из концертов к ним подошёл Сергей Андреевич Каштелян. Это был один из лучших режиссёров страны в оригинальном жанре. Он предложил с ним работать, и Бальмонты, зная его, с радостью, не обсуждая, согласились. Как-то спустя 3—4 месяца репетиций приходит Сергей Андреевич и говорит: «Сегодня утром я нашёл 20 копеек, которые нам всем не хватало», – и начинает рассказывать о новом номере. Он всех заинтриговал, но высказал условие: об этом никто не должен знать, чтобы номер «выстрелил» в полной мере, когда в феврале 1979 года будет проходить VI Всесоюзный конкурс артистов эстрады, – будем готовиться и участвовать.

Весь 1978 год они репетировали, ежедневно готовились к конкурсу. Вот что впоследствии писала об этом в газете «Вечерняя Москва» заслуженная артистка РСФСР Тамара Лязгина: «Я впервые увидела Нину и Александра Бальмонт в маленьком репетиционном зале три года назад. Номера ещё не было. Но с первого взгляда на их работу стало понятно, что ещё одни перспективные акробаты появились у нас в отделе оригинального жанра Москонцерта. С тех пор, изо дня в день, репетируя с ними бок о бок, мы с партнёром заслуженным артистом РСФСР Николаем Фатеевым всё время отмечали, как по крупицам совершенствуют они свою технику, как по сто раз повторяют один и тот же трюк, добиваются чистоты и отточенности. Не всё получалось сразу, многое давалось молодым артистам ценой долгих репетиций. Но трудолюбия и настойчивости им не занимать. Постепенно вырисовывались контуры будущего номера».

А номер этот – необыкновенный. Он называется «Тренер и олимпийская надежда». Александр – тренер, Нина – ученица. В номере чёткая драматургическая линия, оправдывающая оригинальные и сложные трюки артистов. Впервые на эстраде показывалась так называемая диомидовская вертушка – сложнейший элемент, заимствованный из спорта. В конце номера Александр держит партнершу на одной руке, а она в своих руках держит пять олимпийских колец! Этот трюк стал их визитной карточкой, символом извечного пути к совершенству, пути к высшей ступени мастерства и посвящался приближающимся Олимпийским играм.

Февраль 1979 года. Начался VI Всероссийский конкурс артистов эстрады в г. Ленинграде. В жанре акробатики было представлено 84 номера со всего Советского Союза. Председателем жюри был Аркадий Исаакович Райкин. Конкурс проходил в три тура с голосованием и выбыванием. После первого тура их выступление даже не обсуждали, такое на жюри и зрителей они произвели впечатление. После второго тура – то же самое. После третьего тура, в который вышли 14 самых сильных номеров, Александру и Нине Бальмонт жюри присудило первое место и первую премию! Ещё было три вторых и три третьих премии, остальные – дипломанты. После этого знаменательного события началась особенно напряжённая работа.

Работали они по тридцать – сорок концертов в месяц! Любимые площадки: Театр эстрады, Колонный зал Дома союзов, Кремлёвский дворец съездов, Центральный дом Советской армии, ГЦКЗ «Россия», дворец спорта «Лужники». Много ездили и работали по всему Союзу и за рубежом. С 1979-го по 1991 год они выступали в Болгарии, Германии, Польше, на Кубе, в Венгрии, на Цейлоне, в Таиланде, Сирии, в Южном и Северном Йемене, в Америке, Италии, Японии, в 14 странах Африки, три раза в Афганистане. В Афганистан они ездили с группой артистов под руководством Иосифа Давыдовича Кобзона, где выступали перед бойцами в полевых условиях и в госпиталях – перед ранеными. Условия были военные, очень напряжённые, и даже по городу передвигаться приходилось в бэтээрах под прикрытием охраны.

В 1983 году в семье родился первый сын – Костя. Назвали его так в честь знаменитого родственника, великого поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. А выступать сразу стало сложнее: его не с кем было оставлять. Приходилось возить с собой, пристраивать у друзей и знакомых, однажды даже устроить в дом ребёнка на два месяца, так как Министерство культуры отправило артистов в поездку по странам Африки с миссией культурного обмена, от которой нельзя было отказаться. Зато уже с 6 лет он стал артистом и выступал в номере вместе с родителями, за что всегда получал заслуженные аплодисменты и гонорар!

В 1985 году под руководством Сергея Андреевича Каштеляна Александр, Нина и пришедший к ним партнёр Анатолий Сергеевич Гапешко сделали ещё один сложнейший номер. Он назывался: «Акробатические частушки». Артисты средствами акробатики воистину пели частушки – и озорной музыкальный номер очень нравился зрителям! Кстати, если в любой поисковой системе интернета набрать «акробаты Бальмонт», то на сайте Сергея Каштеляна можно просмотреть видеозапись репетиции этого чудесного номера, поражающего зрителя и сегодня.

На одном из концертов произошёл такой случай. Вёл концерт Олег Анатольевич Милявский – конферансье, драматург эстрады, режиссёр в сборном концерте. Объявляя номер, он сказал: «Никак не могу понять, как так могло случиться, что у великолепного поэта Бальмонта Константина Дмитриевича мог оказаться великолепный племянник – акробат Бальмонт Александр, который так подкидывает свою великолепную и единственную Нину Бальмонт». Так что акробаты Бальмонт тоже в какой-то степени являлись популяризаторами имени Константина Дмитриевича Бальмонта.

В 1991 году Бальмонты ушли на пенсию. Александру Вениаминовичу было 45 лет, а Нине Борисовне – 34 года. В трудовых книжках у обоих – только артистическая работа и много благодарностей. В 1995 году в семье родился ещё один сын – Егор. Сегодня он ученик 9-го класса, а для души пишет и исполняет музыку в стиле РЭП. Старший сын Константин – юрист. Работает в Московской областной думе.

В последние годы Александр Вениаминович много изучает историю своего рода. Он часто бывает в библиотеках и архивах, собрал много неизвестных материалов и фотографий о своей знаменитой тёте – артистке Москонцерта Вере Дмитриевне Бальмонт. В 4-м выпуске альманаха «Солнечная пряжа» он уже опубликовал свои воспоминания о ней. Хочется верить, что, в следующем году – к 110-летию со дня её рождения – Александр Вениаминович на станицах очередного альманаха подробно с документами расскажет о творческой судьбе этой известной артистки.

Александр Вениаминович интересуется и всем, что связано с именем Константина Дмитриевича Бальмонта, старается донести это другим людям, исправить историческую несправедливость его многолетнего замалчивания. И делает это не один, а вместе со своими сыновьями Константином и Егором. Так, в прошлом году состоялись встречи со студентами I—II курсов Истринского педагогического колледжа и школьниками Дубравинской школы Шаховского района Московской области. Для многих участников встреч творчество К.Д. Бальмонта, а для некоторых и само его имя явилось приятным открытием. А ещё семья А.В. Бальмонта является постоянным участником традиционных Бальмонтовских чтений, проходящих на шуйской земле, уже подарила Литературно-краеведческому музею Константина Бальмонта портрет поэта и несколько его прижизненных книг.

В этом году Александру Вениаминовичу исполнилось 65 лет. Как главу семьи, поздравляю его с этой знаменательной датой, желаю здоровья, благополучия и новых творческих успехов в развивающемся бальмонтовском движении!

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Денис Овчинников

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер