константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

Н.А. Каширина, О.В. Макарова (г. Шуя) Вечер памяти К. Д. Бальмонта «Судьбы скрещенье…» (Род Бруни и род Бальмонтов)

Н.А. Каширина, О.В. Макарова (г. Шуя)
Вечер памяти К. Д. Бальмонта «Судьбы скрещенье…» (Род Бруни и род Бальмонтов)

Звучит фрагмент «Осенней песни»
из фортепианного цикла
П.И. Чайковского «Времена года»

Чтец 1. К. Д. Бальмонт. Безглагольность.

Ведущий. Стихотворение «Безглагольность», одно из лучших лирических произведений К. Д. Бальмонта, всегда вызывает грусть, особенно в те дни, когда мы говорим о смерти поэта вдали от Родины, во Франции.

Дни памяти К. Д. Бальмонта проводятся в школе каждый год, о чём свидетельствует «Календарь школьных и знаменательных дат». Тема сегодняшней встречи – «Судьбы скрещенье…» (Род Бруни и род Бальмонтов). Есть в Калужской области город Малоярославец.

На крупной карте ты его не встретишь,
Но множество тропинок и дорог
Бегут к нему. Гостеприимно светел
Обыкновенный русский городок… –

писала о нём Лидия Толстая-Либединская, которая была хорошо знакома с семейством Бруни. По инициативе энтузиастов из культурно-просветительского центра «Единство» в городе создаётся музей семьи Бруни. Если у нас в городе есть музей К. Д. Бальмонта и о роде Бальмонтов можно прочитать в книге Евгения Ставровского, то о роде Бруни мы знаем меньше. Обратимся к его истокам.

Видеофильм «Бруни». Краткое содержание:

История рода живописцев, архитекторов, музыкантов Бруни насчитывает более 4-х столетий. Это одна из самых продолжительных и ярких артистических фамилий Российского государства.

Основателем её в России был Антонио Бруни, член Миланской академии художеств, приехавший в Петербург в начале ХIХ века в качестве живописных и скульптурных дел мастера Императорского двора.

Его сын – Фёдор Антонович Бруни, ректор Петербургской академии художеств, член Римской, Болонской, Флорентийской академий, хранитель Эрмитажа, автор «Медного змия» и «Всемирного потопа». Внук – Юрий Фёдорович Бруни, архитектор, строивший доходные дома в Петербурге. Правнук – Георгий Юрьевич Бруни – музыкант, ученик П. Чайковского и А. Лядова, один из первых учителей Д. Шостаковича. В ХХ веке династию продолжил представитель московских Бруни – Лев Александрович, акварелист, вместе с Фаворским основавший мастерскую документальной живописи. Сын Льва Александровича Бруни и дочери Бальмонта, Нины Константиновны, Иван Львович Бруни – акварелист, график и прозаик, тонкий лирический художник. Среди его работ замечательные пейзажи России, Сибири, Тувы, Сухуми, Бухары.

Ведущий. Иван Бруни – последнее имя, которое мы услышали в фильме. В нашей школе все хорошо знают его брата – Василия Львовича. Иван и Василий – сыновья художника Льва Бруни и Нины Бальмонт, дочери К. Д. Бальмонта.

Слайд (Нина Константиновна Бруни-Бальмонт)

Чтец 2. Стихотворение К. Д. Бальмонта «Ниника»

Ведущий. Интересно, что Лев Бруни – автор одного из портретов К. Бальмонта.

Слайд (Портрет К. Бальмонта работы Л. Бруни)

Ученик 1. Лев Александрович Бруни – русский художник-акварелист – занимался и станковой живописью маслом. Он написал множество портретов, свыше 190 его работ находятся в Русском музее, 50 – в Третьяковской галерее. Рисовал он и К. Бальмонта. Это было в 1915 году, когда поэт вернулся из Франции в Россию и почти сразу же уехал в село Ладыжино под Тарусой, где собирались друзья. В то лето, по словам Нины Константиновны, здесь был «художник Лев Бруни, друживший с семьёй Бальмонта с 1911 года».

Поэт усердно, увлечённо работал над переводом поэмы «Витязь в тигровой шкуре» классика грузинской литературы Шота Руставели, отрывался от работы крайне редко, жаловался, что сбивается ритм. Льву Бруни с трудом удавалось уговорить К. Бальмонта позировать часок-другой. В письме от 3 августа поэт писал: «Позирую сейчас. А в мыслях пляшут строки Руставели».

Портрет, созданный Л. А. Бруни, – голубая гризайль, «как бы сделанная со скульптуры, что придаёт портрету монументальность и возвышенность». Необычная манера живописи подчёркивает неординарность облика поэта, свидетельствует о большом впечатлении, которое он произвёл на художника. Перед нами портрет знаменитого и прославленного Поэта (так Бальмонт всегда именовал себя в третьем лице), сильной и яркой личности, обладающей большой силой воздействия на других. Величественная посадка головы, о которой писала М. И. Цветаева, лицо вдохновенное и высокомерное в одно и то же время.

Интересно и то, что Лев Бруни, попавший в поле вдохновения поэта, создаёт несколько иллюстраций к поэме Ш. Руставели в переводе Бальмонта.

Ведущий. Поэту и художнику суждено было вскоре породниться. Лев Бруни летом 1917 года приехал на Урал на озеро Тургояк, где жили Нина Константиновна и её мать Екатерина Алексеевна, пережидавшие гражданскую войну на Урале, в Миассе, и Лев Александрович к ним присоединился. Он поступил на службу учителем рисования. Давал уроки дома, рисовал на обёрточной бумаге. Дружба с Ниникой перерастает в серьёзное чувство. Венчание Нины Бальмонт и Льва Бруни состоится в том же Миассе весной 1919 года.

Художником стал их сын – Иван. Народный художник РСФСР, он известен как замечательный книжник-иллюстратор, график, создатель портретов и пейзажей, выполненных карандашом и акварелью, мастер автолитографий.

Ученик 2. В раннем возрасте Иван был привезён родителями из Миасса в деревню Стенино близ Козельска. Семья жила в гармонии с природой, стойко перенося своё положение «лишенцев». Ещё в годы Гражданской войны Лев Бруни нарисовал карикатуру на Ленина, и она попала в музей Революции. Художника вычислили без труда. Лев Александрович потерял право на преподавательскую и какую-либо другую работу в государственных учреждениях, семья лишилась продовольственных карточек и нормальных жилищных условий. Но и в этих условиях Нина Константиновна умудрялась жарить вкусные деруны из мороженой картошки для родственников и гостей, которые любили их гостеприимный дом, кроме всего прочего наполненный музыкой, поэзией, искусством.

В юности Иван Бруни, как и мать, чей литературный дар был очевидным, увлекался поэзией, зарабатывал переводами – словом, связывал своё будущее с литературой. В семье думали, что он пошёл в своего деда, Константина Бальмонта, поэта-символиста двадцатых годов. Иван писал хорошие лирические стихи, а переводы не лишены были изящества.

В 1940 году Иван Бруни был призван в Красную Армию, а в начале войны он был одним из тех двадцатилетних, на чьи плечи она легла всей своей тяжестью. Иван был трижды ранен, но возвращался в строй. На войне неожиданно для себя он стал рисовать портреты бойцов. Солдаты вместо фотографий посылали их в письмах домой. В зарисовках фронтовых эпизодов начинающий художник проявил себя как документалист, он много и сосредоточенно работал.

Отец с радостью откликнулся на признание сына об увлечении рисованием и в письмах делился с ним сокровенным. А после войны, демобилизовавшись, Иван Львович пошёл учиться в Рижскую академию художеств, затем в Московский государственный художественный институт им. Сурикова, но учился недолго: после смерти отца в 1948 году нужно было кормить семью, где было пятеро детей. В роду Бруни чувство ответственности за семью превыше всего!

Темой искусства художника Ивана Бруни является то, что он пережил, прочувствовал. С годами определилась «своя», главная – природа и человек. Он автор иллюстраций к произведениям М. Пришвина. Но есть ещё одна тема, к которой он всю свою творческую жизнь постоянно возвращался, – Великая Отечественная война, ставшая частью судьбы. Известна серия «1941—1945», а также автолитографии «Памяти А. Т. Твардовского», где военные образы переданы в сочетании романтики, документальности и воображения художника.

Ведущий. Из семейства Бруни мы лучше всех знаем Василия Львовича, внука Бальмонта. Он не раз бывал в нашей школе.

Слайд (В. Л. Бруни; В. Л. Бруни и Светлана Константиновна Шаль, дочь поэта)

Вот какую запись оставил Василий Львович в Книге отзывов нашего школьного музея: «Огромная сердечная благодарность, трогающая душу до слёз, потрясающему коллективу педагогов, так доброжелательно и искренне сеющих семена любви к прекрасному. Внук поэта В. Л. Бруни. 18.03.06 г.»

Сын Василия Львовича – Лаврентий Бруни – известный художник, выставка работ которого была и в нашем шуйском музее, также посетил школу № 2, бывшую мужскую классическую гимназию.

Слайды (картины Л. В. Бруни)

Лаврентий Васильевич Бруни дал разрешение на использование своих работ для оформления научно-популярного и литературно-художественного альманаха «Солнечная пряжа», издаваемого в Шуе.

А в городе Малоярославце, что в Калужской области, центром «Единство» выпускается альманах «Имена и время», на страницах которого есть статья о брате Льва Бруни – Николае Александровиче, поскольку здесь жила его семья, а сейчас живут и его потомки.

Слайд (дом Бруни в Малоярославце)

Слайд (Николай Бруни. Портрет работы деда, А. П. Соколова, 1911)

Ученик 3. В пору ученичества Николай Бруни – воспитанник знаменитого петербургского Тенишевского училища – причислял себя к акмеистам и важным делом своей жизни считал поэзию. Петербург тогда был не просто столицей, он был центром культуры, центром поэзии. В 10-х годах ХХ века стихи Николая Бруни печатаются в различных петербургских журналах: «Новый журнал для всех», «Гиперборей», «Новая жизнь» и других.

В 1911 году стихотворцы объединяются в «Цех поэтов», и, конечно, Бруни входит в число его участников. Это было объединение молодых поэтов, ищущих новые пути в творчестве. На заседаниях «Цеха поэтов» решались профессиональные вопросы поэтического творчества. Это была настоящая школа литературного мастерства.

Во главе «Цеха» стояли уже известные поэты Николай Гумилёв и Сергей Городецкий, а постоянными участниками были Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Михаил Лозинский и другие. На свои заседания они часто собирались в квартире № 5 в доме Академии художеств.

Эта квартира принадлежала искусствоведу С. К. Исакову, отчиму братьев Льва и Николая Бруни. Иногда они собирались в мастерской Льва Бруни.

Слайд (Лев Бруни, 1910 г.)

Кроме поэтов и художников, в квартире № 5 часто бывал пианист Николай Бальмонт, сын Константина Бальмонта.

С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор

Ведущий. Музыка С. Рахманинова полна трагизма. Много тяжких испытаний выпало на долю Николая Бруни. По ложному доносу он был осуждён и сослан в Ухтпечлаг в посёлок Чибью, где в 1938 году его расстреляли…

Ученик 4. В республике Коми на месте крохотного посёлка Чибью сейчас находится Ухта – город геологов, нефтяников и газовиков. На одной из площадей этого города стоит памятник А. С. Пушкину, архитектором, скульптором и исполнителем которого был заключённый Ухтпечлага Н. А. Бруни.

Интересна и сложна судьба памятника. 1937 год. В приполярном посёлке негде было взять необходимый для скульптора материал. Нашли лишь кирпич да бетон. В фигуре не было металлического каркаса, поэтому вполне понятно, что конструкция оказалась непрочной. В последующие годы памятник 5 раз переносили с одного места на другое. Когда в очередной раз краном стали поднимать фигуру, она развалилась на куски.

Но началась борьба за восстановление памятника. Огромную роль в этом сыграли сын Николая Бруни Михаил Николаевич и его жена Зоя Николаевна. Благодаря этим людям в 1972 году ухтинцы узнали автора работы. Конечно, невозможно было бы доказать авторство, если бы не старая фотография, на которой изображён Н. А. Бруни за работой над скульптурой.

Слайд (Н. А. Бруни за работой над скульптурой)

Патриоты города собрали необходимые средства. Группа молодых скульпторов с помощью фотографий и слепков воспроизвела копию памятника из бронзы. Бордовый гранит для облицовки постамента привезли из города Балакова, фигуру отливали на Монетном дворе в Санкт-Петербурге. 6 июня 1999 года, в день 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, жители города собрались на Октябрьской площади для открытия копии этого уникального памятника. У его подножия установлена мемориальная плита, на которой золотыми буквами написано имя скульптора, расстрелянного на берегу реки Ухтарки, – Николая Александровича Бруни.

Слайд (открытие памятника)

Ведущий. На открытии присутствовали самые почётные для ухтинцев гости – потомки Н. А. Бруни: дочь Алла Николаевна Бруни-Трещалина, её дети Михаил и Иван Трещалины (родом из Малоярославца), невестка Зоя Николаевна Бруни и внуки Александр и Алексей. Всех их можно видеть на снимке. Но здесь нет Михаила Николаевича Бруни, сына автора памятника А. С. Пушкину.

Слайд (фотография М. Н. Бруни)

Михаил Николаевич, как и все Бруни, очень любил музыку, мечтал стать скрипачом. Но он не был профессиональным музыкантом. Окончив Московский институт физической культуры, они вместе с женой получили направление в Тамбов, где и родился в 1954 году сын Алексей. Когда Алёшу принесли из роддома, отец стоял над ним и играл на скрипке. Со временем поняв, что у сына абсолютный музыкальный слух, Михаил Николаевич с радостью решил, что его мечта стать музыкантом воплотится в сыне. Действительно, Алексей стал известным скрипачом.

Слайд (фото А. Бруни)

Ученик 5. Весной 2004 года известный российский скрипач Алексей Бруни совершал гастрольную поездку по итальянской Швейцарии и познакомился там со швейцарцем Тициано Томмазини, который занимался историей старинного аристократического рода художников Бароффио-Бруни. Один из них в 1806 г. переехал в Россию.

То, что Алексей Бруни является прямым потомком рода Бароффио-Бруни, стало для Тициана Томмазини неожиданным и радостным открытием. Он организовал съёмочную группу и отправился в Россию снимать фильм о русской ветви Бруни. В течение двух недель швейцарская группа работала в Москве и Санкт-Петербурге, где жили и трудились представители разных поколений этой славной династии, в основном художники – архитекторы и живописцы.

Швейцарцам удалось организовать встречу всех ныне живущих в России представителей фамилии Бруни, а Алексей был приглашён в Швейцарию для выступления с сольным концертом в сопровождении симфонического оркестра «Радио итальянской Швейцарии».

Концерт состоялся на исторической родине древнего рода Бароффио-Бруни в г. Мендризио кантона Тичино. Жители города оказали российскому скрипачу особую честь: корпорация патрициев присвоила ему титул патриция (современный смысл понятия «патриций» соответствует понятию «почётный гражданин»). В торжественной обстановке ему были вручены удостоверяющие этот факт документы и книга, в которую вносятся имена всех патрициев этого города.

Оказалось, что в 400-летней истории рода Бароффио-Бруни звания патриция были удостоены лишь два его представителя: Антонио Бароффио-Бруни (1762—1825) и Анджело Бароффио (1815—1893). Таким образом, московский скрипач Алексей Бруни, родившийся в Тамбове в 1954 году, являясь потомком Антонио Бароффио-Бруни в 7-м колене, стал третьим патрицием в этой замечательной династии.

Ведущий. Алексей Михайлович Бруни – лауреат международных конкурсов им. Н. Паганини и им. Ж. Тибо. Он играл в Большом симфоническом оркестре СССР, несколько лет преподавал в Московской государственной консерватории, проводил мастер-классы в России и за рубежом, побывал с гастролями более чем в 40 странах, в том числе в Японии, Австралии, Канаде, Америке, Франции, Италии, Германии…

Исполняются две пьесы для скрипки и фортепьяно: Верачини. Ларго (часть старинной сонаты); Ю. Должиков. Романс «Ностальгия».

Ведущий. Говорят, что талантливые люди талантливы во всём. Алексей Бруни живёт музыкой, и, возможно, она стала вдохновлять его на стихотворчество. Его стихи раскрывают интересную личность разносторонне одарённого человека. «Передо мной бумаги чистый лист» – так называется книга стихов Алексея Бруни, посвящённая отцу Михаилу Николаевичу и деду Николаю Александровичу.

Чтец 3. Алексей Бруни

Не рвусь наверх. Невежде не перечу.
Не бегаю за счастьем по пятам.
Однако вряд ли жизнь пойдёт навстречу
Тому, кто хочет жить ПОТОМ и ТАМ.
Нужны дела, движенья, перемены.
Мечта для мира не пригодна днесь.
Да будут же вовек благословенны
Все те, кто могут жить СЕЙЧАС и ЗДЕСЬ.
Лови свой час, и станет всё возможно;
Дыши и пой… Но я себе не лгу:
Да, знаю, что надежда безнадёжна,
И всё же с ней расстаться не могу.

Ведущий. Это, пожалуй, на сегодняшний день всё, что мы узнали о роде Бруни. Хочется добавить, что в 2002 году в Малоярославце состоялась встреча 32 представителей рода Бруни. В 2009 году на творческую встречу российского значения в Калужский край приехали 36 потомков Бруни с «брунятами», как принято у них называть детей. Гости прибыли из Италии, Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Калуги. Состоялось открытие мемориальной доски на доме, купленном Львом Бруни для семьи брата.

В нашем городе Шуе часто собираются представители двух родов, чьи судьбы скрестились, – Бальмонтов и Бруни. В гостеприимном доме Михаила Юрьевича Бальмонта и его супруги Любови Вячеславовны встречаются родственники поэта К. Д. Бальмонта из Москвы, Новосибирска, Чернигова, Франции, США.

Прошлой осенью (2009) они собирались в связи с очень важным событием – установлением памятника на месте захоронения родителей К. Бальмонта и брата Николая в селе Якиманна Шуйского района Ивановской области.

Слайд (памятник на могиле Дмитрия Константиновича, Веры Николаевны и Николая Константиновича Бальмонт)

Чтец 4. К. Д. Бальмонт. Громовым светом

Чтец 5. К. Д. Бальмонт. Кольца.

Ведущий. Глубоко символично, что в могилу родителей была заложена горсть земли с могилы К. Д. Бальмонта в Нуази-ле-Гран. Землю привезла выпускница школы 1945 года Ю. Е. Сосновикова. По решению родственников, землю заложил Василий Львович Бруни. Горсть земли хранится и в школьном музее.

Сын Ю. Е. Сосновиковой, Олег, живет в Нуази-ле-Гран. Он снял небольшой фильм об этих местах и подарил его школе.

Фрагмент видеофильма
«На кладбище в Нуази-ле-Гран»

Ведущий. Русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт скончался 23 декабря 1942 года вдали от Родины, где его постарались забыть после отъезда во Францию в 1920 году. Но поэт тосковал по России, по своей родной земле, и эта боль отразилась в его стихах.

Чтец 6. К. Д. Бальмонт. Колокольный звон.

Чтец 7. К. Д. Бальмонт. Возвращение.

Чтец 8. К. Д. Бальмонт. Всю жизнь.

Ведущий. Имя поэта, который «всю жизнь» прославлял «отца, и мать, и край родимый», наконец возвратилось на Родину. Мы все вместе внесли в это свой вклад, чем можем гордиться. Вот что сказал Василий Львович Бруни: «Мне говорить очень просто и легко, потому что я должен в ноги поклониться преподавателям этой школы. Всё, что они сделали, вы сегодня увидите сами. Это потрясающие люди, которые любят поэзию Бальмонта и сажают семена прекрасного в детские души. И делают это замечательно, тактично. Вам спасибо огромное от всех нас».

По традиции гости читают стихи, исполняют музыкальные произведения.

Литературно-музыкальный вечер
«ПЕВЦЫ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ» (ТУРГЕНЕВ И БАЛЬМОНТ)
в московской библиотеке-читальне имени И.С. Тургенева

5 февраля 2011 года творческая группа в составе краеведа, правнучатого племянника поэта Константина Бальмонта М.Ю. Бальмонта, членов клуба поэзии «Серебряная лира» – учеников 11 класса школы № 2 имени К.Д. Бальмонта А. Осинкиной, М. Проценко, С. Бытина – и руководителя клуба, учителя русского языка и литературы СОШ № 2 имени К.Д. Бальмонта г. Шуи С.Ю.Хромовой по приглашению московской библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева провела в Тургеневской гостиной библиотеки литературный вечер «Певцы любви и красоты», посвящённый двум знаменательным фигурам русской литературы XIX и XX веков. Тургенев и Бальмонт. Что их объединяет? Оказывается, многое! Бальмонт на протяжении 40 лет творческой деятельности обращался к произведениям Тургенева и посвятил ему две статьи и стихотворение. Он хорошо знал творчество Ивана Сергеевича, и многое было для него близким и родным. Поэт учился у Тургенева звучности, напевности, музыкальности, так же, как и он, восторгался русским языком. Оба знали много языков, любили путешествовать. И Тургенев, и Бальмонт умерли вдали от Родины, под Парижем, только прах Ивана Сергеевича был перевезён и теперь покоится на Волковом кладбище, а К. Бальмонт остался лежать в Нуази-ле-Гран. Вот об этом рассказывали и, конечно, читали стихи нашего великого земляка участники творческой группы. Шуяне были тепло приняты организатором встречи – главным библиотекарем Т.Н. Кудиновой и гостями вечера: родственниками К.Д. Бальмонта, членами Общества любителей Тургенева, нашими земляками. К сожалению, жизнь и творчество К. Бальмонта не так хорошо известны, как он того заслуживает. Зрителям не только понравились стихи и проза поэта и их выразительное прочтение (ребята – неоднократные лауреаты городских и областных конкурсов чтецов), но всех очень заинтересовала судьба К. Бальмонта. С этой же программой клуб поэзии «Серебряная лира» был приглашён в московский музей имени И.С. Тургенева, а сотрудники мемориального музея А.Н. Скрябина предложили провести вечер, посвящённый дружбе Бальмонта и Скрябина. Надеемся, что творческие связи с московской интеллигенцией будут взаимовыгодными, и ждём в гости в Шую всех любителей русской литературы.

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Денис Овчинников

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер